При изготовлении корпусной мебели ее цветовое оформление
зависит от выбора применяемых отделочных, конструктивных и облицовочных
материалов и от способов подготовки и отделки мебельных поверхностей.
Наибольшую площадь лицевых поверхностей корпусной мебели составляют
натуральная древесина и облицовочные материалы на ее основе, в большинстве
случаев это строганый шпон, а также синтетические пленки, окрашенные в
древоподобные материалы. В последнее время растет число современных отделочных
материалов, применяемых при изготовлении мебели, имеющих цвета
не похожие на натуральные древоподобные оттенки. К ним можно отнести фасады и
лицевые поверхности, изготавливаемые из окрашенного МДФ, декоративного и
цветного стекла, акриловых материалов, алюминия, цветного ДСП,
реконструированного шпона (мультишпон) и некоторых других материалов. Но,
безусловно, подавляющее количество корпусной мебели традиционно имеет
деревянную или древоподобную отделку.
Для изготовления мебели применяют древесину разных пород, окрашенную в
хроматические цвета различных тонов и оттенков. Цветовой тон древесных пород
соответствует красно-оранжевому и желтому участку цветового спектра при чистоте
от 18 до 62% и яркости от 7,5 до 78%. С течением времени под воздействием
солнечного света цвет древесины изменяется. При этом одни древесные породы
светлеют (береза, осина, бук, дуб), а другие темнеют (пихта, породы красного
дерева, пихта, сосна, липа).
Нанесение лакокрасочных составов на древесину и древесный шпон также
значительно изменяют цветовые характеристики материалов: цветовой тон древесины
становится более темным, а насыщенность и светлота цвета уменьшаются.
Декоративные качества древесины определяются ее цветом, блеском и текстурой.
Характер анатомического строения дерева определяет текстуру древесины. Также
на текстуру деревянной поверхности большое влияние оказывает направление спила
(радиальный, тангенциальный, радиально-тангенциальный).
Блеск, или степень отражения деревянной поверхности определяются фактурой
древесины, величиной и характером ее неровностей. По степени отражения
различают матовые, полуматовые, полуглянцевые и глянцевый поверхности.
Современные технологии и материалы позволяют получать на древесине с различной
фактурой покрытия с разными степенями глянцевости.
Цвет и оттенки мебельных поверхностей также зависят от освещения: при
естественном освещении от времени суток, при искусственном от типа и характеристик
источников света.
В небольших помещениях для отделки мебели желательно использовать светлые
тона, т.к. это способствует визуальному расширению пространства. Так в
небольшой прихожей целесообразно установить мебель для прихожих, изготовленной из
светлых пород древесины с мелкой структурой, причем, если использовать много
зеркальных поверхностей, то иллюзия расширения пространства будет еще больше.
Исползовать древесину с ярко выраженной структурой, контрастными цветами,
крупным рисунком в данном случае не целеобразно, т.к. мебель в прихожей будет
выглядеть громоздко и зрительно еще больше уменьшит помещение.
Наличие в помещении большого количества вертикальных глянцевых мебельных
поверхностей нежелательно из-за бликов, утомляющих глаза.
С помощью цвета можно зрительно облегчить или утяжелить конструкцию, или
выделить вертикальные, горизонтальные и фронтальные поверхности мебели. Так,
проектируя шкафы купе часто каркас
шкафа, несущий силовую нагрузку делают более темным, а двери купе,
ненагруженный фасадный элемент - более светлого цвета.
При изготовлении и проектировании корпусной мебели можно
комбинировать детали из различных цветов и тонов. Так при изготовлении шкафа
купе или встроенной мебели внутреннюю начинку можно сделать из материалов
светлых спокойных тонов, а торцы деталей отделать кромкой чистых и ярких
цветов.
При проектировании мебели в помещениях, хорошо освещенных естественным
светом можно использавать холодные гаммы цветов, в помещениях, испытывающих
недостаток солнечного света, желательно устанавливать мебель теплого цвета.